Папки-передвижки

Совместная театрально-игровая деятельность с детьми младшего возраста

Безумова Алёна
Совместная театрально-игровая деятельность с детьми младшего возраста

Материал подготовили воспитатели

ГБДОУ НАО «Детский сад «Ромашка»

Молчаницкая Е. М.

Безумова А. С.

«Совместная театрально-игровая деятельность с детьми младшего возраста».

Игровая деятельность в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) направлена на формирование личности ребёнка. Театрализованные игры в этом смысле — наиболее подходящий вид деятельности, поскольку в них происходит всестороннее развитие дошкольников. В связи с этим педагог должен ответственно подходить к выбору игр и упражнений.

Публикация «Совместная театрально-игровая деятельность с детьми младшего возраста» размещена в разделах

Значение театрализованных игр для дошкольников

В детском саду театрализованные игры направлены на формирование личностных качеств дошкольников. Этому способствует специфика данного вида деятельности, заключающаяся в воздействии на личность через художественный образ. Во время игры дети познают окружающий мир через музыку, образы и краски, решают личностные проблемы (например, преодолевают свои комплексы, самовыражаются и саморазвиваются, приобретают навыки общения и адаптации, учатся логически выстраивать ход мыслей и анализировать ситуации. Театрализованные игры также способствуют развитию нравственности.

Цели и задачи проведения театрализованных игр в детском саду

Проведение театрализованных игр предполагает решение ряда целей и задач:

• Способствовать развитию таких качеств, как воображение, фантазия, мышление, память и наблюдательность;

• развивать стремление к саморазвитию и любознательности;

• формировать волевые черты характера;

• развивать и тренировать выразительность речи;

• способствовать раскрытию творческого потенциала.

Помимо этого, выделяют цели и задачи, которые являются специфичными для определённой возрастной группы (поскольку мы говорим только о младшем возрасте, остановимся только на них) :

• Первая младшая группа :

способствовать развитию внимания и тренировке памяти;

формировать умение слушать и понимать речь;

способствовать формированию выразительности речи;

развивать речевую и умственную активность.

• Вторая младшая группа :

воспитывать умение правильно оценивать действия собственные и персонажей;

формировать свободное проявление эмоций через мимику и жесты;

способствовать обогащению и выразительности речи;

развивать память, мышление, воображение, внимание;

учить правильно оценивать себя и действия окружающих.

Виды театрализованных игр в детском саду

В дошкольном образовании выделяют 2 основных вида игр:

• Основанные на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты. Это игры-драматизации.

• Игры, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация. Это режиссёрские игры.

Игры-драматизации

В детском саду выделяют следующие виды таких игр:

• Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.

• С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.

• Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.

• Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и проч.

Режиссёрские игры

Среди этого вида игр принято выделять следующие:

• Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок. Главное условие — устойчивость на поверхности и отсутствие помех при передвижении.

• Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки. Действия героев ограничены, а настроения передаются исключительно интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, создавая эффект сюрприза.

• Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события.

• Фланелеграф. Действия игры происходят на экране из фланелевой ткани. Персонажи-картинки крепятся к нему с помощью приклеенных на обратной стороне кусочков бархатной или наждачной бумаги или ткани.

• Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также свет лампы за ним. Герои игры — плоскостные (желательно чёрные) персонажи, которые отбрасывают тени, а также пальцы рук.

Особенности театрализованных игр в мл. группе

-формируется интерес к театрализованным играм и желание играть,дополняя отдельные реплики героев;

-драматизации как таковой еще нет, но во время занятий воспитатель перевоплощается в персонажей, меняет интонацию, включая тем самым ее элементы;

-дети пока не способны перевоплощаться в образы персонажей, а лишь подражают им, копируя внешние черты, не раскрывая особенности поведения;

-происходит первичное знакомство с режиссерской театрализованной игрой;

-фигурки пальчикового театра ребенок использует совместно со взрослым.

В играх-драматизациях в младшей группе воспитатель является главным действующим лицом.

Проведение и организация театрализованных игр в ДОУ

Театрализованные игры несут в себе большой развивающий потенциал. Их проведение требует от воспитателя особой внимательности.

Соблюдение требований и методик способствует успешной организации игры.

Требования к играм

К организации этого вида игровой деятельности предъявляют следующие требования:

• Содержание и тематика игр должна соответствовать возрасту, нести в себе смысловую (нравственную, ценностную и др.) и эмоциональную нагрузку.

• Элементы театрализованных игр должны включаться в ежедневные занятия и во вовсе формы педагогического процесса.

• Дети должны быть максимально активными при подготовке и проведении игр.

• На всех этапах игровой деятельности поддерживается сотрудничество детей с воспитателем.

Работа по совершенствованию театрально-игровых навыков

Прежде чем приступать к игре, необходимо проводить с детьми подготовительные занятия. Для этого в педагогике разработано несколько основных методов совершенствования навыков:

• Моделирование ситуаций. Метод предполагает выполнение заданий, тренирующих умение переключаться с одного действия на другое, контролировать жесты и мимику. Например, детям предлагают представить себя то лёгкими облачками, то массивными скалами :то хитрой лисичкой, то трусливым зайчиком и т. п.

• Творческая беседа. Воспитатель ведёт диалог, активирующий творческое сознание детей, путём постановки проблемных вопросов. Например, просит представить и описать идеальный дом, игрушку и т. п. При этом должны быть заданы наводящие вопросы типа «Какого цвета?», «Сколько этажей в доме?», «Сколько комнат?» и т. д.

• Ассоциации. Метод направлен на активацию творческих способностей ребёнка путём выстраивания ассоциативных рядов. Это помогает создавать на основе возникающих образов новых персонажей и т. п. Например, воспитатель называет слово «домовой» и спрашивает, что дети представили («маленький человек», «лохматый», «большой», «страшный», «добрый» и т. д.).

Важную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Педагог должен не только выразительно декламировать или рассказывать что-либо, уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, но и владеть основами актёрского и режиссёрского мастерства. Это способствует повышению творческого потенциала самого воспитателя и помогает совершенствовать театрализованную деятельность дошкольников.

Рекомендации к проведению

Театрализованные игры эффективны на любых занятиях и в различных видах деятельности. Для более успешной организации игры следует придерживаться следующих рекомендаций:

• Внимательно слушайте ответы и предложенные детьми варианты : ваша задача поправить, если что-то идёт не так или ребёнок не совсем понял свою задачу. Например, вы поручили ему роль «костюмера», но он предлагает хорошие дополнения сценария. Внимательно выслушав все варианты, вы сможете использовать их в игре, а также вовремя объяснить ребёнку его задачу.

• При отсутствии ответов переходите к действиям персонажа. Если видите, что ребёнок не совсем понимает, что именно от него требуется в роли персонажа, задайте ему вопросы, которые помогут представить, как действует его герой, какое у него настроение и т. д.

• Стремитесь вызвать радость после проделанной работы, находите для этого разные способы поощрения: аплодисменты, сладкие призы и др.

Необходимо соблюдать и временной план игры

В зависимости от возрастных особенностей дошкольников длительность игры может быть различной:

• Первая младшая : продолжительность игры не превышает 7 минут. Но если воспитатель планирует проведение серии игр, время увеличивается до 12–15 минут.

• Вторая младшая группа : обычная игровая деятельность составляет не более 7 минут, серия игр — не более 20.

Развитие диалогической речи воспитанников ДОУ средствами режиссёрских игр

Основная задача режиссёрских игр — развитие речи. Подготовка к этому типу деятельности начинается в возрасте до 3 лет, когда дети ещё не научились совместной игре. В это время наблюдается «игра рядом», т. е. малыши находятся недалеко друг от друга, но не контактируют между собой. Игры-драматизации, а также подвижные, дидактические и другие их разновидности подводят малышей к началу коммуникации, однако именно режиссёрские игры формируют коммуникативные навыки и тренируют диалогическую речь. С появлением режиссёрской игры происходит подготовка к взаимодействию с другими детьми. Вначале ребёнок использует в качестве партнёра игрушки, куклы-картинки, рисунки и др. В процессе игры малыши выстраивают диалоги за несколько персонажей. Это помогает в дальнейшем наладить контакт с ровесниками.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Главная задача в работе по развитию диалогической речи — научить детей использовать диалог как форму общения.

В младшем дошкольном возрасте проводится предварительная работа по развитию речи средствами режиссёрских игр. В это время дети учатся подражать окружающим (взрослым, героям мультфильмов и т. д., заимствуя их реплики. Задачей воспитателя становится многократное повторение разнообразных диалогических реплик для запоминания.

Наглядные материалы для театрализованных игр в детском саду

Специфика театрализованных игр предполагает наличие разнообразных наглядных пособий. К материалам предъявляется ряд требований:

• соответствие возрастным возможностям детей;

• прочность, безопасность, гигиеничность;

• доступность, простота по конструкции, условность при исполнении;

• привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции.

Наглядные пособия к играм могут быть различными, например:

театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи и др.);

дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат и т. д. ;

• декорации (плоскостные, полу объёмные, с устойчивой и подвижной основой или статические, нарисованные, сконструированные);

• элементы костюмов (шапочки, манишки, маски, манжеты и др.).

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших воспитанников

интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью

творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх,

дети смогут использовать в повседневной жизни.

Публикации по теме:

Интегрированная совместная деятельность воспитателя и детей младшего дошкольного возраста «Птичье гнездышко» Цель: Расширить представления детей о перелетных птицах. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить знания детей о перелетных птицах: особенностях.

Совместная деятельность по введению в грамоту «Теремок» с детьми младшего дошкольного возрастаСовместная деятельность по введению в грамоту «Теремок» с детьми младшего дошкольного возраста Цель:закрепление правильного произношения звуков, использование интонационной выразительности, развитие произвольных движений рук. Задачи:.

Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Игрушки»Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Игрушки» Цель:активизировать знания детей о бережном отношении к игрушкам. Образовательные задачи:1. привлечь внимание к разбросанным игрушкам в группе,.

Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Мебель для кукольной комнаты»Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Мебель для кукольной комнаты» Цель:сконструировать предметы мебели для кукол по собственному замыслу. Задачи:- стимулировать поиск собственного способа построения предметов.

Совместная деятельность «Моем руки правильно» с детьми младшего дошкольного возрастаСовместная деятельность «Моем руки правильно» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: актуализировать внимание на том, как правильно мыть руки. Задачи: - способствовать формированию у детей привычки мыть руки перед едой,.

Совместная деятельность с детьми младшего возраста — макет по ОБЖ «Спички вовсе не игрушки» (фотоотчёт)Совместная деятельность с детьми младшего возраста — макет по ОБЖ «Спички вовсе не игрушки» (фотоотчёт) Продолжая тему работы с макетами, хочу предоставить отчёт фотоматериалов изготовления макета по пожарной безопасности"Спички вовсе не.

Совместная деятельность с детьми среднего возраста «Путешествие капельки» Цель: Формировать представления о свойствах воды. Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус,цвет,запах,текучесть).Уточнить значение.

Совместная игровая деятельность педагога с детьми по развитию мелкой моторикиСовместная игровая деятельность педагога с детьми по развитию мелкой моторики Совместная игровая деятельность педагога с детьми по развитию мелкой моторики в первой младшей группеЦель: создание условий для развития.

Совместная игровая театрализованная деятельность «Путешествие в страну фантазии»Совместная игровая театрализованная деятельность «Путешествие в страну фантазии» Конспект совместной игровой театрализованной деятельности в старшей группе. Тема «Путешествие в страну фантазии». Интеграция образовательных.

Театрально-игровая деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОТеатрально-игровая деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная театрально-игровая деятельность с детьми младшего возраста
Опубликовано: 4 декабря 2020 в 17:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместная театрально-игровая деятельность с детьми младшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Безумова Алёна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД