Получи документы

Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне

Елена Султанова
Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне

1 часть. Разминка. Разгадывание кроссвордов.

ХОД

Решение кроссвордов. Отгадав, его мы прочитаем ключевое слово.

По вертикали. 1. наука об общих законах строения и функционирования языка - Лингвистика

2. раздел теории литературы, занимающийся изучением особенностей языка произведений художественной литературы, 2) в языкознании - раздел, посвящённый изучению выразительных средств языка - Стилистика

Публикация «Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне» размещена в разделах

4 1) лексика, словарный состав языка, диалекта к. л. социальной группы, словарный запас отдельного человека. 2)справочное издание, содержащее собрание слов, расположенных и толкуемых по определённому принципу – словарь

Какой бывает словарь?

Словарь активный - часть словарного состава современного языка, которая свободно употребляется в живом повседневном общении во всех сферах жизни человеческого общества; активный запас слов отдельного носителя языка - часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным человеком; зависит от возраста, психического развития.

Словарь пассивный - 1) часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в повседневном общении; 2) пассивный словарь слов отдельного носителя языка - часть словарного языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психического развития.

2 часть. Теоретическая.

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов.

Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, т. к. не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.

Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Принципы словарной работы :

1. работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

2. формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

3. все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.

Вопрос: Почему важно начинать словарную работу с ясельного возраста?

Задачи словарной работы :

1. обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;

2. уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);

3. активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

4. устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идё т по следующим направлениям:

овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;

рост словаря за счёт понимания слов. Обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений. Их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями. Как анализ, сравнение.

Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.

3 часть. Дискуссионная.

Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На занятиях воспитатель оперирует специфичными приёмами обучения.

Вопрос: назовите приёмы словарной работы?

Приёмы словарной работы :

называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.

Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.

Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.

Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.

Вопрос дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие.

Дидактические игры и упражнения «Кто больше увидит и назовёт» игры на классификацию предметов.

Загадки, сравнение предметов.

Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности.

Вопрос: назовите методы словарной работы?

Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий : осмотрах помещений д / с, экскурсиях, рассматривании предметов, наблюдение за каким-нибудь процессом. Восприятие сопровождается работой мышления ребёнка : создаётся суждение об объекте, вычленяются существенные признаки, объект сравнивается с другими объектами.

Показ картины, малой знакомой детям по содержанию. Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя – объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям.

Показ кинофильмов и диафильмов.

Чтение художественных произведений.

Рассматривание игрушек.

Рассматривание картинок сюжетных и предметных. (приём - вопрос)

Дидактические игры.

Словарно-логические упражнения

Вопрос: Какова методика работы над новым словом?

Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Наглядным образом знакомится ребёнок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно. Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом. А также словесными указаниями : «Послушайте ещё раз это трудное слово».

Вопрос: Что входит в подготовку воспитателя к словарной работе? Что такое тематический словарик?

4 часть. Практическая

- Провести анализ художественного произведения. Рассказать о предполагаемой работе над словом.

- приведите примеры дидактических игр, пословиц, поговорок, загадок, используемых в словарной работе.

5 часть. Решение кроссворда.

Продолжаем решать кроссворд.

11 – иносказательное выражение чего-нибудь. Отвлечение от какой – нибудь мысли. Идеи в конкретном образе – аллегория

12 оттенок едва заметный переход в цвете, звуке, а также вообще тонкое различие, в чём нибудь - нюанс

6 слово или выражение содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации к другой – Сравнение

5 в поэтике образное, художественное определение- эпитет

9 шутка основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, игра слов – каламбур

10 перенесение свойств одного предмета явления на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов – метафора

7 слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающее лексическое значение – синонимы.

8 слова, имеющие противоположные значения – антонимы

9 в поэтике, слово или выражение. Заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа в общее преувеличение - гипербола

Привести примеры.

6 часть теоретическая (Приложение 3)

- требование к речи воспитателя.

- Содержание словарной работы вне занятий.

- Нужна ли работа с родителями по этому вопросу? В чём она конкретно может выражаться?

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятияхПроблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается.

Методика проведения наблюдений на прогулке. Наблюдения за насекомыми в осенний периодМетодика проведения наблюдений на прогулке. Наблюдения за насекомыми в осенний период Цели: - проследить с детьми сезонные изменения в жизни насекомых в осенний период; - формировать у детей умение наблюдать характерные.

Методика проведения НОД по ИЗО лепка в младшей группе «Кукла в гости к нам пришла»Методика проведения НОД по ИЗО лепка в младшей группе «Кукла в гости к нам пришла» Цель: учить детей изображать фигурку куклы на основе приобретённых навыков лепки. Задача: продолжать упражнять в лепке округлых и продолговатых.

Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик»Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик» Цель: учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин; развивать мелкую моторику пальцев, речь, творчество, воображение; закреплять.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Методика проведения прогулки в детском саду «Наблюдение за ёжиком» в младшей группеМетодика проведения прогулки в детском саду «Наблюдение за ёжиком» в младшей группе Цель: расширить представление детей о диких животных. Задачи: формировать знания детей о том где обитают ежи, чем питаются, воспитывать.

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду Утренняя зарядка (гимнастика) проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются.

Организация и методика проведения физкультурных занятий «Уголки» в старшем дошкольном возрасте Одной из нетрадиционных форм организации физического воспитания, рекомендуемых программой «Радуга», являются занятия «Уголки». Это универсальный.

Организация работы с дошкольниками по ручному труду в детском саду и домаОрганизация работы с дошкольниками по ручному труду в детском саду и дома Организация работы с дошкольниками по ручному труду в детском саду и дома - Ручной труд в детском саду – это всевозможные занятия, зафиксированные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне
Опубликовано: 25 января 2021 в 17:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне» (включая файлы) размещена пользователем Елена Султанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД