Лучший педагог года

Педагогический проект «Маленькие исследователи большого мира»

Марина Дерябина
Педагогический проект «Маленькие исследователи большого мира»

Педагогический проект

по ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

на тему «Маленькие исследователи большого мира»

Тема: Ознакомление детей младшего возраста через детское экспериментирование с окружающим миром.

Тематика: Формировать элементарные представления о предметах, объектах и явлениях природы.

Тип проекта : Практико-информационный, игровой.

Публикация «Педагогический проект „Маленькие исследователи большого мира“» размещена в разделах

Срок реализации проекта : летний период, краткосрочный (две недели).

Место для проведения проекта : Групповая комната, территория детского сада. Деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, во время совместной деятельности педагога с детьми.

По числу участников проекта : группа младшего возраста- дети от 3-4лет, родители воспитанников, воспитатель группы.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Актуальность проблемы: Любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейший факт детского поведения. Ребенок настроен на познание мира. Именно это внутреннее стремление к поиску новых знаний порождает исследовательское поведение и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось, как процесс саморазвития. Не трудно заметить, что в наше время творческий поиск становится важной частью любой профессии, а исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека. Формировать такое поведение надо с детства.

Цель: развитие познавательного интереса детей через включение в процесс экспериментирования.

Задачи

1. Расширять представления о воде и песке в природе.

2. Создать условия для участия детей в экспериментах с предметами.

3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

Методика проведения проекта : обучающие игры, опыт, наблюдения.

Работа с детьми: режимные моменты, образовательная деятельность, игровая деятельность, прогулки, развлечения, опыты и эксперименты.

Работа с родителями: фотовыставка детской опытно-экспериментальной деятельности; изготовление картотеки на тему «Маленькие исследователи большого мира».

Предварительная работа: Должно быть готово место для экспериментов. Эксперимент не должен занимать много времени, побуждая детей к самостоятельности, эксперименты могут повторяться время от времени.

Этапы реализации проекта :

I. Организационный.

Анализ практических и теоретических знаний детей по экспериментальной деятельности, изложенных в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой) и научно-методической литературе на эту тему. Определение уровня знаний детей, постановка целей и задач. Составление плана проведения опытов, экспериментов с учетом индивидуальности детей и с постепенным усложнением познавательных задач

II. Практический.

Заинтересовать каждого ребенка в практической деятельности для достижения знаний, умений и навыков.

III. Результативный.

Период осмысления собственных действий, зрительного восприятия предметов, слухового восприятия окружающего мира. Умение детей делать элементарные выводы; умение мыслить и творить.

Составляющие проекта : Реализация данного проекта осуществляется через цикл познавательных занятий с детьми, элементарных опытов с водой и песком, обогащение развивающей среды группы, издание информационно-методического материала, взаимодействие с родителями, создание картотеки опытов и экспериментов.

Тематические блоки:

- «Опыты и эксперименты с водой»

- «Опыты и эксперименты с песком»

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности

Содержание Цель Форма организации

Тема: «Вода»

«Вода помощник человека»

Закреплять с детьми, что вода помогает мыть руки, игрушки, посуду, фрукты, делает их чище. А чистота – залог здоровья

Игра «Помоем ручки» (Режимные моменты)

Игра-занятие «Помоем малыша»

«Вода звучит» Дать представление о том, что вода может литься и издавать при этом звук «Напоим куклу чаем»

Игра-часть занятия

«Водичка-водичка» Дать представление о том, что вода может литься и брызгать «Обрызгаем водой цветок»

Игра-часть занятия

«Ухаживаем за цветком»

«Прозрачная вода» Дать представление о том, что вода прозрачная и сквозь нее видны игрушки Игра

«Мутная вода»

Дать представление о том, что вода может быть мутной Игра

Содержание Цель Форма организации

«Форма воды» Дать представление о том, что вода не имеет собственной формы и приобретает форму предметов Игра с водой

«Цвет воды»

Дать представление о том, что вода может окрашиваться в разные цвета Игры с водой

«Свойства воды» Дать представление о том, что лед-это вода Наблюдение

Содержание Цель Форма организации

«Сладкая водичка» Дать представление о том, что в воде растворяются некоторые вещества и передают воде свой вкус Опыт

«Осадки летом» Дать представление о том, что вода может литься не только из крана, но и из тучи Наблюдение на прогулке

«Дождевая вода» Дать представление о том, что лужи высыхают быстрее на солнечной стороне Наблюдение на прогулке

Тема «Песок»

Содержание Цель Форма организации

«Песок и вода» Дать представление о том, что песок тяжелее воды Эксперимент

«Лепим-сыпем» Дать представление о том, что сухой песок сыплется, а мокрый лепится Игры с песком и водой

Свойства сухого песка Дать представление о том, что песок можно пересыпать в любую емкость Игры с песком

«Спрячем игрушки» Дать представление о том, что в песке можно спрятать игрушки Игры с песком

«Следы на песке» Дать представление о том, что на сухом песке остаются нечеткие следы Эксперимент

«Четкие следы» Дать представление о том, что на сыром песке остаются четкие следы Эксперимент

«Песок высыхает» Дать представление о том, что сырой песок высыхает и становится сухим Эксперимент

«Смешивание воды и песка» Дать представление о том, что песок легко перемешивается с водой и перемещается вместе с ней Эксперимент

«Рисование на песке»

Дать представление о том, что на сыром песке легко рисовать Игра

«Температура песка» Дать представление о том, что песок может быть холодным и теплым Наблюдение

КАРТОТЕКА

Элементарные опыты (младший возраст)

Опыты и эксперименты с водой

«Вода звучит»

Цель: Дать представление о том, что вода может звучать.

Оборудование: Чайная пара, заварочный чайник, кукла, стакан, бутылка с водой.

Ход занятия: На столе стоит чайная пара, в заварочном чайнике чай, стакан пустой, и бутылка с водой. Воспитатель предлагает послушать звук. Воспитатель наливает в стакан воду из бутылки, при этом раздается звук. Дети убеждаются, что вода при течении издает звук. Затем воспитатель предлагает напоить куклу Машу чаем. Дети с помощью воспитателя, наливают в чашку чай из заварочного чайника, слушая при этом звук.

Вывод: Вода звучит при течении.

«Водичка, водичка»

Цель: Дать представление о том, что вода может брызгать.

Оборудование: Комнатный цветок с большими листьями, лейка с водой, пульверизатор.

Ход занятия: У воспитателя на столе стоит цветок. Воспитатель объясняет детям, что вода нужна для цветка, цветочек пьет воду и поэтому он всегда зеленый и красивый. Предлагаем ребенку полить цветок из леечки. А еще-говорит воспитатель, цветочек любит, когда на него брызгают.

Так цветок принимает душ. Цветку становится легче дышать. Воспитатель из пульверизатора брызгает на цветок. Обращает внимание детей на то, что цветок стал ярче, зеленее. Затем дети вытягивают руки, и воспитатель брызгает на руки детям, руки становятся мокрые.

Вывод: Вода может разбрызгиваться.

Прозрачная вода

Цель: Дать представление о том, что вода прозрачная.

Оборудование: Банка с водой, морские ракушки.

Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть банку с водой. Затем воспитатель предлагает поиграть с водой. Предлагает спрятать в воде ракушки. Ракушки опускаются на дно банки. Воспитатель спрашивает у детей где ракушки. Дети показывают, что на дне банки. Почему же ракушки не смогли от нас спрятаться? Почему их видно в воде? Потому что вода прозрачная.

Вывод: Вода прозрачная и сквозь нее все видно.

Мутная вода

Цель: Дать представление о том, что вода может быть мутной.

Оборудование: Банка с водой, морские ракушки, мука.

Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть банку с водой. Предлагает поиграть с водой. Дети опускают в воду по одной морской ракушке. Убеждаются, что вода прозрачная и сквозь нее видны предметы. Но воспитатель сообщает о том, что вода может быть и мутной. Воспитатель опускает в банку с водой муку и размешивает. Вода становится мутной. Затем дети вместе с воспитателем выясняют, что произошло. Вы видите ракушки? (Нет) Почему? Потому что вода стала мутной.

Вывод: Прозрачная вода может быть мутной и в мутной воде ничего не видно.

Форма воды

Цель: Дать представление о том, что вода не имеет собственной формы и приобретает форму предметов.

Оборудование: Сосуды разной формы, стаканы, ваза, прозрачная чашка, баночки; небольшое ведерко с водой, ковшик

Ход игры: Воспитатель сообщает, что сегодня мы посмотрим есть ли у воды форма? В небольшом ведерке есть вода. Дети с помощью небольшого ковшика, под руководством воспитателя разливают воду по сосудам. Воспитатель спрашивает есть ли у воды своя форма? Дети видя сосуды, убеждаются в том, что вода не имеет своей формы.

Вывод: У воды нет собственной формы.

Цвет воды

Цель: Дать представление о том, что вода может окрашиваться в разные цвета.

Оборудование: прозрачные сосуды разной формы с водой, гуашь разных цветов, кисточки, баночки для грязных и чистых кисточек.

Ход игры: Дети посмотрите в баночках налита вода. Теперь мы знаем, что вода прозрачна и не имеет собственной формы. А давайте проверим может ли вода окрашиваться в разные цвета. Дети по очереди набирают гуашь с помощью кисточки и ополаскивают кисточку в сосуде с водой. Дети посмотрите у нас получилась разноцветная вода? (Да)

Вывод: Вода может окрашиваться в разные цвета.

Лед-это вода

Цель: Дать представление о том, что лед-это вода.

Оборудование: небольшая формочка со льдом.

Ход наблюдения: Воспитатель обращает внимание детей на то, что в формочке дед. Лед холодный, твердый. Лед не течет и не брызгает. Воспитатель предлагает оставить лед в формочке в группе. Через некоторое время дети снова разглядывают формочку. Что произошло? Лед превратился в воду, потому что в группе тепло. Лед растаял и стал водой.

Вывод: Лед может стать водой.

Сладкая водичка

Цель: Дать представление о том, что в воде растворяются некоторые вещества и передают воде свой вкус.

Оборудование: Кипяченая вода в кувшине, сахар в стаканчике, ягодный сироп, чайная ложка, пластиковые стаканчики по количеству детей.

Ход занятия: Воспитатель предлагает попробовать воду на вкус, разливая кипяченую воду из кувшина по немного в каждый стаканчик детям. Дети пробуют воду, убеждаются, что вода не имеет вкуса. Растворяясь, сахар придает воде сладкий вкус. Дети пробуют воду и убеждаются, что она стала сладкой. (В оставшуюся воду в кувшине воспитатель добавляет немного сахара). Продолжением эксперимента можно использовать ягодный сироп для сравнения вкусов.

Вывод: Некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус.

Опыты и эксперименты с песком

Лепим-сыпем

Цель: Дать представление о том. что сухой песок сыплется, а мокрый лепится.

Оборудование: Емкость с сухим песком, лейка с водой, формочки для песка, небольшие совочки.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям о том, что сегодня мы поиграем с песком. Дети подходят к емкости с песком, насыпают песок в формочки и пытаются слепить. Но почему же фигуры не получаются? Предлагает еще раз потрогать песок. Какой песок? Он сухой и поэтому он не лепится, а рассыпается. Воспитатель или ребенок смачивает песок водой из лейки. Дети снова делают фигурки из песка. Теперь они получаются- почему? Потому, что песок стал мокрый.

Вывод: Сухой песок сыплется, а мокрый лепится

Песок и вода

Цель: Дать представление о том, что песок тяжелее воды

Оборудование: Прозрачная емкость с водой, сухой песок в небольшой коробке.

Ход эксперимента: Воспитатель сообщает детям, что мы сегодня проверим тонет ли песок в воде? Воспитатель сыплет песок из коробки в воду. Песок оседает на дно.

Вывод: Песок тяжелее воды.

Свойство сухого песка

Цель: Дать представление о том. что сухой песок можно пересыпать из емкости в емкость.

Оборудование: Небольшие формочки, ведерки и другие. Сухой песок в емкости, песок, вода

Ход игры: Дети насыпают сухой песок в разные формочки, ведерки. Убеждаясь в том, что песок приобретает любую форму и не имеет своей формы.

Вывод: Сухой песок легко сыплется и приобретает любую форму.

Спрячем игрушки

Цель: Дать представление о том, что в песке можно спрятать игрушки.

Оборудование: Песок в песочнице, мелкие игрушки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть с песком. Дети по очереди подходит к песку и находят в песке игрушки.

Вывод: В песке можно спрятать игрушки.

Затем дети сами прячут игрушки в песке и потом находят.

Следы на песке

Цель: Дать представление о том, что на сухом песке остаются не четкие следы.

Оборудование: Сухой песок в емкости, палочки для рисования.

Ход эксперимента: Воспитатель сообщает детям, что сегодня мы попробуем рисовать на сухом песке и проверим, что получилось. Дети встают около емкости с песком. Сначала рисует воспитатель любые фигуры, затем пробуют дети. Рисунки получаются нечеткие. Почему? Потому, что сухой песок рассыпается и на нем плохо видны рисунки.

Вывод: на сухом песке остаются слабые следы.

Четкие следы

Цель: Дать представление о том, что на сыром песке остаются четкие следы.

Оборудование: мокрый песок, палочки.

Ход эксперимента: Воспитатель напоминает детям о том, что недавно они рисовали на сухом песке и рисунки получились не четкие. А давайте попробуем рисовать на мокром песке. Дети пробуют нарисовать любые фигуры на песке. Фигуры на мокром песке получились очень четкие. Затем дети пробуют сами нарисовать Любые фигурки.

Вывод: На сыром песке остаются четкие линии.

Смешивание воды и песка

Цель: Дать представление о том, что песок легко перемешивается с водой и перемещается вместе с ней.

Оборудование: Сосуд прозрачный с песком, вода в кувшине, соломинка.

Ход эксперимента: Воспитатель сообщает детям о том, что сегодня они проверят, можно ли перелить песок и воду вместе из одного сосуда в другой. Для этого в сосуде с песком наливают воду и перемешивают соломинкой. Вода перемешивается с водой, песчинки поднимаются вверх. Когда вода вместе с песком перемешана ее сразу переливают в другую баночку. Дети видят, как песок и вода перемещаются вместе из одного сосуда в другой.

Вывод: песок легко перемешивается с водой и перемещается вместе с ней.

Температура песка

Цель: Дать представление о том, что песок может быть холодным и теплым.

Материал: Песок в песочнице.

Ход наблюдения: Воспитатель сообщает детям о том. что сегодня на утренней прогулке мы проверим какой температуры может быть песок. Дети подходят на участок, трогают песок в песочнице. Почему песок холодный? Потому что сейчас утро и солнышко еще не успело прогреть песок. Второе наблюдение проводится после обеда. Дети трогают песок в песочнице. Что изменилось? Песок стал теплым. Почему? Потому что солнышко уже нагрело и песок стал теплым.

Вывод: Песок может быть холодным и теплым.

Список используемой литературы.

1. А. И. Савенков «Маленький исследователь» Самара: Издательский дом «Федоров» 2011г.

2. Е. Г. Рудакова «Лучшая книга простых научных опытов для маленьких детей» Астрель 2011г.

3. Н. В. Нищева Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты. Эксперименты, Игры Санкт-Петербург Детство-Пресс 2013г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс для воспитателей «Маленькие уроки большого здоровья» Слайд 1 Дорогие коллеги разрешите представить вам мастер-класс по теме «Маленькие уроки большого здоровья». Я надеюсь, что при активном.

Сценарий выпускного праздника «Мы — маленькие звезды для большого города»Сценарий выпускного праздника «Мы — маленькие звезды для большого города» (Ребенок выглядывает из-за шторки в зал.) Ребенок: Никого нет в зале, пойдемте, посмотрим. (Дети крадутся в зал и встают в 3 линии, а.

Педагогический проект второй младшей группы «Мы маленькие экологи» Педагогический проект II младшей группы "Мы маленькие экологи" Подготовила: Рудинская Ирина Викторовна. Проект "Мы маленькие экологи".

Педагогический проект «Маленькие строители» Актуальность и значимость проекта. На основании анкетирования родителей, контроля за построением образовательного процесса с детьми, выявилось,.

Педагогический проект на тему: «Мы — маленькие защитники природы» Педагогический проект на тему: «Мы - маленькие защитники природы» Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на.

Презентация «Маленькие исследователи» Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной.

Родительское собрание «Маленькие исследователи»Родительское собрание «Маленькие исследователи» АННОТАЦИЯ Родительское собрание запланировано для проведения с родителями воспитанников старшей группы. Оно предназначено для повышения.

Родительское собрание в старшей-подготовительной группе «Маленькие исследователи»Родительское собрание в старшей-подготовительной группе «Маленькие исследователи» АННОТАЦИЯ Родительское собрание проведено с родителями воспитанников старшей – подготовительной группы. Оно повысит уровень знаний родителей.

Сценарий конкурса «Маленькие исследователи» Звучат фанфары. Ведущий : Добрый день дорогие друзья, родители, гости. Сегодня в нашем детском саду знаменательный день, когда рождаются.

Тематическая неделя «Маленькие исследователи» (2018 г.) Тема недели: «Маленькие исследователи». 26 февраля (понедельник) Утро. Игра детей в игровых уголках. Рассматривание иллюстраций.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Маленькие исследователи большого мира»
Опубликовано: 2 ноября 2019 в 19:26
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Маленькие исследователи большого мира»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Дерябина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД