Папки-передвижки

Коррекционная работа по устранению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР

Захарова Инна Иннокентьевна
Коррекционная работа по устранению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР

Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема нарушений письменной речи у дошкольников.

Нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа.

Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему, что выражается в общем недоразвитии речи (И. Н. Садовникова).

Публикация «Коррекционная работа по устранению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Как показывает изучение Р. Е. Левиной, речевое недоразвитие имеет различное выражение. У одних детей речь в ее общепринятых формах вовсе отсутствует, у других она находится в зачаточном состоянии. У некоторых речь оказывается более сформированной при наличии в ней, однако, признаков значительного отставания от нормы.

В соответствии с этим мы наблюдаем и различные степени нарушений письма : от полной неспособности к усвоению грамоты до относительно сформированной письменной речи, отличающейся лишь частичной недостаточностью.

В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков» .

Нарушения чтения и письма у детей чаще всего возникает на почве неправильного или не законченного развития устной речи, нарушения ее. Причины нарушений чтения и письма являются сходными (Ефименкова Л. Н.).

Проблема нарушений письменной речи у дошкольников – одна из самых актуальных для обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний.

Нарушения письменной речи очень распространены. Основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью обучения.

Список литературы.

1. Ананьев Б. Г., Попова А. М. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте // Известия АПН РСФСР. - 1950. - Вып. 26. - С. 3 - 24.

2. Ананьев Б. Г., Сорокина И. А. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1955. - 48 с.

3. Беккер Р. Речевые и познавательные способности детей с отставанием в речевом развитии, дисграфией, дислексией и детей без нарушений // Проблемы

патологии речи : Тез. Всесоюзн. симп. - М., 1989.- С. 90 - 91.

4. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М. : Изд. АПН РСФСР, 1948, С. 122 - 131

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений. - М., 1983. - Т. 4.

6. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М. : МГУ, 1985. -45 с.

7. Горюнова Т. П., Минашина В. С, Сереброва Н. И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития // Нарушение речи у дошкольников. - М., 1975. - С. 71 -80.

8. Гуменная Г. С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991. - С. 41 - 72.

9. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей, - М., 1972.

10. 3абрамная С. Д. От диагностики к развитию. - М. ; Новая школа, 1998

11. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. - М., 1971. -191с.

12. Каше Г. А. Обучение произношению и подготовка к обучению грамоте детей с недоразвитием речи // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. -М., 1961. -С. 20-58.

13. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.- 207 с.

14. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. -М., 1991.

15. Красногорский Н. И. О некоторых возрастных особенностях физиологической деятельности коры головного мозга детей. В кн. «Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных». — М. : «Медгиз»., 1954, т. 1. С. 421

16. Левина Р. Е. Недостатки письма и чтения у детей (Алексия и аграфия). - М., 1940. - 72 с.

17. Леонтьев А. А. Внутренняя речь и процессы порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. - М. : МГУ, 1967. - С. 6 - 37.

18. Логопедия (учеб. пособие). / Под ред. Волковой Л. С. - М. : Просвеще-ние, 1995.-147 с.

19. Лямина Г. М. Об особенностях работы по развитию речи в подготовительной к школе группе // Дошкольное воспитание. — М., 1971. - №3.-С. 27-34.

20. Левина Р. Е. О влиянии недостатков произношения на усвоение грамоты. В кн. : "Обучение в первом классе" / Под ред. В. М. Сироткина. - М. : Учпедгиз., 1951.-С. 46 - 56.

21. Никашина Н. А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Просвещение, 1965. - С. 8 - 32.

22. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968.

23. Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 10-ти томах. - М., 1949.

24. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. - М., 1985. - № 4. - С. 72 - 78.

25. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. - М., 1985. - № 4. - С. 72 - 78.

26. Эльконин Д. Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста // Доклады Академии пед. наук РСФСР. -М., 1957. -№1. -С. 107-110.

27. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды. - М., 1958. - 115 с.

28. Эльконин Д. Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения

чтению. В кн. : "Вопросы психологии учебной деятельности младших

школьников". - М: Учпедгиз., 1962. - С. 7 - 49.

29. Юртайкин В. В., Ефименкова Л. Н. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в группе для дошкольников с ОНР // Дефектология. - М, 1981. - № 1. - С. 74 - 79.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть I) часть 2 Рассказ составила Василина Максимова 6 лет. Я расскажу, как я отдыхала прошлым летом на даче. С подружкой и моим братом Данилой.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть II) часть 1 Анализ рассказов, составленных детьми. Приём «ситуация письменной речи», была проведена мной в старшей логопедической группе. Дети.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Коррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. ЕфименкоКоррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. Ефименко Вот уже несколько лет я веду кружковую работу по горизонтальному пластическому балету. Ведь не секрет, что дети с задержкой речевого.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекционная работа по устранению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 10 февраля 2022 в 14:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная работа по устранению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Захарова Инна Иннокентьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД