Папки-передвижки

Использование тактильных дощечек в работе по связной речи дошкольников

юлия соломко
Использование тактильных дощечек в работе по связной речи дошкольников

"Использование тактильных дощечек в работе по связной речи дошкольников"

Цель: поделиться с педагогами опытом работы с дошкольниками по развитию связной речи с использованием тактильных дощечек.

Задачи:

1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи у детей;

Публикация «Использование тактильных дощечек в работе по связной речи дошкольников» размещена в разделах

2) развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.

Использование «тактильных дощечек» для развития связной речи у детей дошкольного возраста.

В своей работе с детьми по развитию речи я использую один из приёмов мнемотехники как тактильные дощечки. Кто-то скажет что это прошлый век, сейчас век компьютеров, планшетов и тд. Но я не соглашусь. Давайте вспомним с чего ребенок начинает познавать окружающий мир? С прикосновений. В момент прикосновения ребенка к различной поверхности, в его мозгу происходит много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся.

Целью работы с тактильными дощечками является развитие тактильной памяти, речи дошкольника, фантазии, развитие умения выражать словами свои ощущения от прикосновений.

Я в прошлый раз показывала и рассказывала о том что дощечки покрываются различными материалами: ткань, бумага, природный материал и тд; которые создают разнообразную поверхность: твердая, мягкая, ворсистая, шероховатая и тд.

Дощечки должны быть размером с детскую ладошку (это примерно 10-15см, так как в работе должна участвовать вся рука, а не только пальчики.

Работа с дощечками строиться в три этапа:

1. На первом этапе дети знакомились с дощечками и обучались приемам обследования, сравнения поверхностей, находили дощечку по описанию.

Использовались такие приёмы :

* Обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: мягкий, твердый, колючий, гладкий, пушистый.

* Сравнение поверхностей между собой и окружающими предметами.

* Нахождение дощечки по описанию : например, я называла качество, а дети называли материал: мягкая- вата, пух, мех, шероховатый- наждачная бумага, зернышки;

Так же играли с ребятами в такие игры, как «Разложи дощечки по памяти» (детям предлагалось с закрытыми глазами тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки лежащей в ряду. Ребенок запоминал какие они на ощупь и в каком порядке. Затем глаза открывали и ребенок выкладывал дощечки в том же порядке в каком они лежали изначально. (дощечек может быть от 1до10). Так же можно играть в игры: «Найди на ощупь такую же», «Выбери самую мягкую, колючую, гладкую», и тд.

2. На втором этапе мы продолжали развивать тактильные ощущения, развивать внимание, терпение, обогащать словарный запас существительными разного рода и числа, учились согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе и падеже и тд.

На втором этапе дети учились соотносить поверхность дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием. Например: ребенок брал дощечку с мехом. С закрытыми глазами ощупывал её. Я спрашивала: что напоминает тебе эта дощечка? Дети отвечали: кошку, шубу, … Или: фланель на кого похожа на бабушку, почему?- она такая же теплая и добрая. Или просила найти саму ю добрую или злую дощечку, а кто у нас может быть добрым или злым. Или предлагала найти дощечку похожую на холодный дождь- дощечка с целлофаном и тд.

3. Цель третьего этапа: совершенствовать все виды памяти, стимулировать внимание, развивать фантазию, творческое воображение, активизировать речь, учились составлять простые и сложные предложения, творческие рассказы.

Например: Жила была кошечка (дощечка с мехом) пушистая и мягкая, как подушечка (дощечка с ватой). Лапки у нее были нежные (дощечка с бархатом, коготочки длинные и острые (дощечка колючая-липучка). Бежала она по дорожке (дощечка с жесткой ниткой, по шероховатой тропинке (дощечка с рисом, через колючие кусты (дощечка с металлической мочалкой). Кошечка испачкала свою шерсть (дощечка с паклей) и заплакала (дощечка с капельками воск или клея).

Можно придумать продолжение истории, послушать разные варианты.

Работу с тактильными можно проводить как индивидуально, так и по подгруппам 5-6 человек. Если брать больше детей, то контроль за правильностью выполнения.

Публикации по теме:

Использование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольниковИспользование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников «Использование тактильных игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников». Тактильные ощущения - одна из форм.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование «Тактильных книг» в работе с дошкольниками с нарушениями зренияИспользование «Тактильных книг» в работе с дошкольниками с нарушениями зрения В рамках проекта «Доступная среда» нашему детскому саду, для детей с нарушением зрения были подарены удивительные книги. Удивительные.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование тактильных дощечек в работе по связной речи дошкольников
Опубликовано: 13 февраля 2024 в 10:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование тактильных дощечек в работе по связной речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем юлия соломко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД