МААМ-картинки

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с нарушением зрения

Светлана Бельдина
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с нарушением зрения

«Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с нарушением зрения»

Бельдина Светлана Михайловна, воспитатель, I квалификационная категория

Ум ребёнка – на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практикой и творческой деятельностью ребёнка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

- во – первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

- во – вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, эстетическое восприятие, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются лишь немногие, и поэтому “взрослому” рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувства цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Дошкольный возраст — период первоначального ознакомления ребенка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательный интерес и познавательные способности. Дети, имеющие нарушения зрения, не воспринимают окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. Для детей с нарушениями зрения характерно недоразвитие познавательных интересов. Как показывают данные исследований В. Г. Петровой, у детей с нарушениями зрения на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден. Известно, что при нарушении зрения оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятия. Главным недостатком восприятия является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормально видящими детьми. Детям с нарушениями зрения требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, тест и т. п.). Замедленность восприятия усугубляться еще и тем, что из-за недоразвития психических процессов они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что дети часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отмечается также узость объема восприятия. Дети с нарушениями зрения выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Для детей с нарушениями зрения характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в старшем дошкольном возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении детского сада свою группу, спортивный зал и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным зрением начинают различать цвета.

Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с патологией зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из – за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно – практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно – двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о предметах и явлениях. При патологии зрения у дошкольников страдает целостное восприятие действительности, нарушение бинокулярности, стереоскопии, глазодвигательной функции. Всё это затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Опыт показывает, что в наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание человека, повышение его творческой активности, раскрытие творческого потенциала ребенка, художественного воображения. И одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - это разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.

В своей работе я активно использую нетрадиционные техники рисования. Термин «нетрадиционный» (от лат. traditio — привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Я учу детей рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показываю, как использовать для рисования клей и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).

На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения предоставляю детям возможность экспериментировать — смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость, а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети задают вопросы мне, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как я вместо готового образца демонстрирую лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, объединяют в себе все процессы работы мозга, зрения, рук, улучшают координацию движений. Технология их выполнения интересна и доступна и позволяет детям чувствовать себя раскованно, смело, непосредственно, дает полную свободу для самовыражения, способствуют развитию речи.

Включение в работу с детьми с патологией зрения нетрадиционных техник рисования позволяет решить ряд коррекционных задач:

*развитие мелкой моторики рук

*развитие зрительно-моторной координации (глаз-рука)

*развитие глазодвигательных функций, фиксации взора

*развитие глазомера

*развитие пространственных представлений.

Для детей с нарушением зрения очень важен вопрос цвета, поэтому я не просто рассказываю им о цветах, но и стараюсь вовлечь в творческий процесс создания цветовых комбинаций, сочетаний, гармонии цвета. В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, для каждого возраста они разные.

С детьми младшего дошкольного возраста я рекомендую использовать :

*рисование пальчиками

*оттиск печатками из картофеля

* рисование ладошками

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками необычного рисования :

*пуантелизмом (рисование точками, ватными палочками)

*печатью поролоном, пробками

*рисованием по мятой бумаге

*рисованием свечкой и акварелью

*пальцеграфией

*кляксографией

*ниткографией (ворсистая нитка, бархатная бумага)

*кубизмом (печатанье кубиками)

В старшем дошкольном возрасте дети осваивают более сложные методы и техники :

*рисование песком, солью, крупой

*рисование мыльными пузырями

*монотипия пейзажная (используется стекло, целлофан)

*пластилинография (лепные картины, полуобъемные объекты)

*рисование мятой бумагой, на мятой бумаге

*процарапывание (графическая работа на мыльной подкладке, напоминает гравюру)

*набрызг (использую зубные щетки, расчески, кисточки, можно передать направление ветра в пейзаже)

*психорисование (под музыку, с закрытыми глазами, рисуют свои впечатления, дорисовывают недостающие элементы)

*яичная мозаика (используется яичная скорлупа, клей)

*тиснение (чеканка, фольга)

*рисование по - сырому

*граттаж

Каждый из выше перечисленных приемов может быть использован как отдельно, так и в совокупности с другими. Дети могут коллективно создавать панно и коллажи, которые могут служить художественным оформлением всего детского сада, оформлять выставки детских работ, альбомы рисунков. Необычные способы рисования значительно повышают интерес к процессу рисования, так как позволяют получить качественный результат, что в свою очередь повышает самооценку ребенка со зрительной депривацией. Умелое использование нетрадиционного рисования с учетом индивидуальных особенностей, сложность диагноза ребенка может оказывать психотерапевтическую помощь, сокращает зрительную нагрузку, что для детей этой категории является важным фактором.

В 2019-2020 учебном году мною был реализован педагогический проект «Весёлые пальчики», целью которого было развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения нетрадиционными средствами изодеятельности. Основные задачи, которые я поставила перед собой:

*познакомить детей с различными изобразительными материалами и технологиями исполнения;

*интегрировать и адаптировать игровые приёмы в изобразительную деятельность;

*совершенствовать навыки изодеятельности по средствам внедрения новых техник;

*развивать графические умения, учить ориентироваться в ограниченной плоскости;

*формировать эстетическое отношение у окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

*формировать нравственные качества личности, эмоциональную отзывчивость к изобразительной деятельности.

Результаты проекта не заставили себя долго ждать. К контрольному этапу дети подошли со следующими результатами:

*наблюдалось развитие познавательной активности и творческого потенциала детей, умение использовать разнообразные материалы;

*сформировался интерес к изобразительной деятельности, стремление заниматься ею по собственной инициативе;

*более скоординированной стала работа мелкой моторики рук, ловкость, умение управлять своими движениями;

*также сформировался навык речевого общения с окружающими, навыки совместной работы.

C уверенностью можно сказать, что использование разнообразных техник рисования способствуют выразительности образов детских работ, доставляет малышам истинную радость, огромное удовольствие, повышает интерес к процессу рисования, позволяет нивелировать трудности, совершенствует процесс обучения детей с нарушением зрения.

Литература:

1. Программа специальных /коррекционных/ образовательных учреждений IV вида /для слабовидящих детей/. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. / Под редакцией Л. И. Плаксиной, 2003г.

2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ под редакцией Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2009

3. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток / под редакцией Ю. В. Рузановой – Спб. : КАРО, 2007

4. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет: Методика/ под редакцией Л. А. Ремезовой - М. : Школьная Пресса, 2004

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми к Международному Дню десерта «Мороженое-рожок»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми к Международному Дню десерта «Мороженое-рожок» Для больших и малышей Не найти десерт вкусней. Вкусный, сладкий, ледяной Освежает в летний зной. Белый снег напоминает И во рту буквально.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок» Доброго времени суток! Вновь я с вами, мои друзья и гости странички! Сегодня хочу представить вашему вниманию работы моих самых маленьких.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке» Усидеть сегодня дома Я, конечно же, не мог. Прихватив коньки с собою, Я примчался на каток. На коньках я словно птица Как стрела бегу.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми подготовительного возраста «Гроздь винограда»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми подготовительного возраста «Гроздь винограда» Коллеги, представляю вашему вниманию рисунок "Гроздь винограда", который мы выполнили с детьми подготовительного возраста в нетрадиционной.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьмиИспользование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческой личности. На мой взгляд, изобразительная деятельность.

Мастер-класс «Использование детьми нетрадиционных техник рисования»Мастер-класс «Использование детьми нетрадиционных техник рисования» Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует. Известный педагог И. Дистервег считал:.

Мастер-класс с использованием нетрадиционных техник рисования для коллажа «Осенняя фантазия» в работе с детьми с ОВЗ Развитие творческих способностей детей с ОВЗ, довольно не простой, но очень интересный процесс. Необходимо подобрать те методы и приемы.

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возрастаИспользование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста Цель методической разработки: создать условия для развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством.

Проект «Волшебные краски». Использование техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возрастаПроект «Волшебные краски». Использование техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возраста «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего дошкольного возраста» Тип проекта: обучающий, творческий.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с нарушением зрения
Опубликовано: 14 марта 2021 в 17:01
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бельдина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД