Папки-передвижки

Игровая предметная среда как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста

наталья уварова
Игровая предметная среда как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Игровая предметная среда как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 слайд

19 слайд

20 слайд

21 слайд

22 слайд

23 слайд

24слайд

25 слайд

26 слайд

27 слайд

28

слайд

Публикация «Игровая предметная среда как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

29 слайд Уважаемые присутствующие. Позвольте представить вам дипломную работу на тему «Игровая предметная среда как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Данная тема является актуальной, так как в соответствии с ФГОС ДО большое значение придается игровой деятельности детей дошкольного возраста. Правильно организованная игровая предметная среда, позволяет включить ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром, вызывает желание преобразовывать и усовершенствовать, а самое главное активно познавать. Такая игровая предметная среда эффективно влияет на формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста, и направлена на преодоление стандартного подхода к формированию геометрических представлений у дошкольников, предоставляя им большую самостоятельность, индивидуализацию образовательного процесса.

На практике выявляется однообразие игровой предметной среды и недостаточность её содержания. Отсутствие средств позволяющих детям самостоятельно познавать окружающий мир, совершенствовать познавательно-игровую деятельность, мало объектов, которые бы могли заинтересовать дошкольников в познании окружающего мира.

Всё это тормозит развитие мотивации для накопления геометрических представлений у дошкольников и не дает возможности реализовать всю суть игровой предметной среды как основного средства формирования геометрических представлений.

Таким образом, отмечается противоречие между необходимостью формирования геометрических представлений у старших дошкольников и недостаточным использованием игровой предметной среды педагогами как фактора развития геометрических представлений.

Выделенное противоречие позволило определить проблему исследования: выявление содержания игровой предметной среды, обеспечивающий развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявление и обоснование содержания игровой предметной среды, направленной на развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: игровая предметная среда как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Предмет — содержание игровой предметной среды, направленной на развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе работы была выдвинута гипотеза, что содержание игровой предметной среды обеспечит развитие геометрических представлений если :

• учитываются склонности, интересы, уровни развития геометрических представлений;

игровая среда будет побуждать к проявлению активности и инициативности ребенка.

Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи, которые представлены на слайде :

1. Рассмотреть сущность и особенности развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

2. Раскрыть структуру игровой предметной среды дошкольной образовательной организации;

3. Теоретически обосновать содержание игровой предметной среды, направленной на развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

4. Выявить уровень развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста и разработать методические рекомендации по организации педагогами игровой предметной среды.

Для решения проблемы исследования использовались, сложившаяся в педагогике традиционная система методов исследования: теоретические: анализ научно-методической, психологической, педагогической литературы; эмпирические: тестирование, анкетирование педагогов, педагогический эксперимент (констатирующий этап); количественный и качественный анализ полученных данных.

Этапы исследования:

На первом этапе (май-сентябрь 2016 гг.) выбор темы, разработка теоретических основ проблемы, методики исследования. Анализ литературы по проблеме исследования, конкретизация путей, форм, методов организации и проведения эксперимента. В результате были определены исходные параметры исследования: проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методы и база исследования.

На втором этапе (октябрь 2016г. – май 2017гг.) был проведен констатирующий эксперимент, выявлен уровень развития геометрических представлений у старших дошкольников. Проанализирована игровая предметная среда в МБДОУ «Пятницкий детский сад «Семицветик» Волоконовского района Белгородской области» и возможности использования педагогами ДОУ в образовательном процессе, разработаны методические рекомендации педагогам по организации игровой предметной среды как средства развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

На третьем этапе (май-июнь 2017гг., корректировка методических рекомендаций по организации педагогами игровой предметной среды как средства развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Выполнение выпускной квалификационной работы и ее защита.

Базой исследования является Муниципальное бюджетной дошкольное образовательное учреждение «Пятницкий детский сад «Семицветик» Волоконовского района Белгородской области старшая группа.

I глава была посвящена теоретическому обоснованию особенностей развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Анализпарамоно научно-методической литературы показал, что многие педагоги и психологи в своих исследованиях освещали вопросы развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста А. М. Леушина, Л. А. Парамонова, Л. С. Метлиной, А. А. Столяр и др. ;

В начале своего исследования мы рассмотрели, понятие «математические представления дошкольника» – это взаимосвязанные и взаимообусловленные представления детей о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Выявили основные виды математических представлений, к которым относятся количественные; величинные; пространственные; временные; геометрические представления связаны с формой предметов и геометрическими фигурами.

Анализ общеобразовательных программ дошкольного образования позволил выделить особенности развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. К ним относятся: умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция, освоение способов воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; использование в качестве эталонов плоскостные и объемные формы для оценки свойств предметов; проявление умения сравнивать геометрические фигуры, группировать формы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету и т. д., это отраженно в параграфе 1.1.

В параграфе 1.2., мы изучили сущность и структуру игровой предметной среды. Игровая предметная среда рассматривается исследователями (З. А. Михайловой, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского, Т. Ф. Шарабаевой и др.) как естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

В структуру игровой предметной среды входят : крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате.

При организации игровой предметной среды с целью развития геометрических представлений дошкольников, необходимо создавать определенные условия, при которых ребенок будет проявлять инициативность, самостоятельность в выборе игрового материала, проявлять активность в выборе игры, опираясь на свои потребности и интересы.

Активность ребенка - это проявление потребности его жизненных сил, ее можно считать и предпосылкой и результатом его развития.

Активность ребенка является подготовительной ступенью самостоятельности, она связана с инициативой, с проявлением интереса, с поиском различных путей решения познавательных задач без участия со стороны взрослых.

В соответствии с ФГОС ДО основная характеристика игровой предметной среды, это индивидуализация развития, то есть содержание игровой предметной среды должно учитывать склонности, интересы и уровни развития геометрических представлений дошкольников.

Организация игровой предметной среды осуществляется на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Игровая предметная среда в каждой возрастной группе детского сада, должна строиться на основе учета склонностей и интересов ребенка, и иметь отличительные признаки. Данный принцип помогает организовать индивидуальную деятельность детей, побуждая их к активности и проявлению инициативы в познании окружающей среды.

Игровая предметная среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования геометрических представлений, наборы для экспериментирования и пр.)

Таким образом, раскрывая теоретические основы проблемы игровой предметной среды как средства развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста, мы подготовили базу опытно-экспериментальной работы. Результаты исследования были отражены во II части дипломной работы.

На констатирующем этапе эксперимента, мы задались целью проанализировать организацию игровой предметной среды и её реализацию в детском саду.

Для решения поставленной цели нами была проведена экспериментальная работа, в ходе которой предполагалось решение следующих задач: (которые представлены на слайде).

Подобрать диагностический инструментарий и изучить уровень развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста, полученные результаты обработать;

Проанализировать возможности использования игровой предметной среды для развития геометрических представлений у дошкольников;

Разработать методические рекомендации педагогам по организации игровой предметной среды как средства развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Был подобран диагностический инструментарий: методика «Построим домики для фигур», «Необычный рисунок», «Волшебные фигуры» (автор И. Чеплашкина); проявление инициативности и активности при освоении геометрических представлений детьми, мы выявили с помощью анкетирования родителей воспитанников, по анкете «Познавательная активность дошкольника» автор В. С. Юркевич, модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту Э. А. Барановой (Приложение 1)

С целью изучения уровня развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста нами были разработаны показатели и уровни развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста :

1. Объем представлений о геометрических формах;

2. Обобщенные представления об отношениях, свойствах и закономерностях геометрических фигур;

3. Умение преобразовывать геометрические фигуры в решение практических задач.

4. Проявление инициативности и активности при освоении геометрических представлений детьми.

В эксперименте были задействованы 12 детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Пятницкий детский сад «Семицветик» Волоконовского района Белгородской области».

Использование диагностического инструментария, показало три уровня развития : высокий, средний и низкий Результаты констатирующего этапа представлены в параграфе 2.1. (стр. 42-43). Высокий уровень составил 16,7% (2 ребенка, средний уровень– 58,3% (7 детей, низкий уровень – 25 % (3 ребенка).

Количественный и качественный анализ показал, что у 6 детей (50%) минимум представлений об отношениях, свойствах и закономерностях геометрических фигур. Елена П. и Антон С. не смогли дорисовать и даже 2-х предметов из геометрических фигур, поэтому они получают по 1 баллу, отсюда следует, что они обладают низким уровнем развития умения преобразовывать геометрические фигуры в решение практических задач. У 3 (25%) детей Анна К. и Антон С, Андрей Г. незначительный объём геометрических представлений, они совместно с педагогом выделяют некоторые признаки внешнего вида фигуры, данная категория детей называют не более двух геометрических фигур. Так же 3 детей (25%) Анна К., Елена П. и Антон С. не проявляют интерес к математической деятельности, дети не играют в дидактические игры с математическим содержанием и редко задают вопросы, касающиеся геометрических представлений.

На констатирующем этапе эксперимента был проведен анализ игровой предметной среды МБДОУ «Пятницкий детский сад «Семицветик» Волоконовского района Белгородской области» и ее реализация педагогами ДОУ, с этой целью было проведено анкетирование воспитателей старших дошкольных групп. Анкетирование педагогов показало, что в детском саду не достаточно внимание уделяется развитию геометрических представлений детей, причина этому отсутствие необходимого оборудования и игрового материала.

Но педагоги детского сада, организацию и содержание игровой предметной среды осуществляют с учетом ФГОС ДО:

Во-первых, они обращают внимание на полифункциональность среды, игровая предметная среда открывает множество возможностей для развития дошкольников, то есть среда многофункциональна.

Во-вторых, игровая предметная среда в детском саду трансформируема, т. е. она изменяется в соответствии с образовательной ситуацией,.

В-третьих, игровая предметная среда вариативна, то есть педагог может выбрать формы и методы работы с дошкольниками, которые позволят проявить старшим дошкольникам инициативность и активность в игровой деятельности с геометрическим оборудованием.

Педагоги предоставляют ребенку возможность для активного исследования и решения познавательных задач, используя современное оборудование (ширмы и мягкие модули, конструкторы, лего, материалы для формирования геометрических представлений, наборы для экспериментирования, моделирования и пр.

На основе проведенного исследования нами были разработаны методические рекомендации педагогам по организации игровой предметной среды как средства развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Мы рекомендуем педагогам отбирать содержание игровой предметной среды, во-первых с учетом склонностей, интересов дошкольников и уровней развития их геометрических представлений; во-вторых, игровая среда должна побуждать ребенка к проявлению активности и инициативности.

1. Содержание игровой предметной среды должно осуществляться по принципу индивидуализации, ребенку необходимо предоставлять выбор, побуждать его к самостоятельной деятельности, к активности при освоении геометрических представлений, учитывать предпочтения каждого ребенка;

2. создание уголков занимательной математики - это специально отведённое место, которое оформлено определенным образом, тематически наполнено играми, пособиями и материалами математического содержания, в том числе и материалами для развития геометрических представлений у дошкольников;

3. применять дидактический материал М. Монтессори («конструктивные треугольники», «геометрический комод», «геометрические тела»); наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок (Приложение 5); материалы для различных задач на смекалку, которые отличаются по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению геометрической фигуры, проявляя инициативу;

4. использовать игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры : квадрата, прямоугольника, круга или овала. Например, такая игра как «Танграм», называют ее еще «Геометрическим конструктором» (Приложение 7); упражнения в составлении изображений по собственному, замыслу в игре-головоломке «Пифагор» (Приложение 8).

Таким образом, при организации игровой предметной среды с целью развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста, необходимо постоянно обновлять и обогащать игровое предметное содержание математических уголков, по принципу от простого к сложному, и в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Игровая предметная среда должна способствовать возникновению у детей инициативы, проявлению активности и самостоятельности, расширять возможности детей при использовании игр с геометрическим содержанием.

Полученные результаты экспериментальной работы являются основанием для оценки эффективности проделанной нами работы и позволяют сделать вывод, что содержание игровой предметной среды обеспечит развитие геометрических представлений если : учитываются склонности, интересы, уровни развития геометрических представлений; игровая среда будет побуждать к проявлению активности и инициативности ребенка.

В данной исследовательской работе, мы не смогли раскрыть всех аспектов игровой предметной среды как средства развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста, поэтому тема дипломной работы является актуальной и требует дальнейшего исследования.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих.

Лепбук — как средство развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. Лепбук - как средство развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. Одной из задач педагога является развитие.

Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Моделирование как метод формирования экологических представлений у дошкольников. Презентация» «Модель - это предметное, графическое или.

Проект «Предметная аппликация как средство развития представлений о форме у детей 3–4 лет»Проект «Предметная аппликация как средство развития представлений о форме у детей 3–4 лет» ЦЕЛЬ: изучение педагогических условий развития представлений о форме у детей 3 – 4 лет в процессе предметной аппликации. В соответствии.

Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников Подготовила: Ерастова Марина Геннадьевна Что же такое.

Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе» как нетрадиционное средство физического развития детей дошкольного возраста Хочу познакомить вас с интересной оздоровительно-развивающей программой по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе» Ж. Е. Фирилевой,.

Театрально-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ Театрально – игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ Комплексное изучение детей.

Лэпбук-как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая предметная среда как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 июня 2017 в 13:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая предметная среда как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем наталья уварова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД