МААМ-картинки

Формирование мотивации к обучению у старших дошкольников

Докторова Татьяна Геннадиевна
Формирование мотивации к обучению у старших дошкольников

Формирование и развитие готовности детей к обучению в школе в настоящее время становится все актуальнее. Это связано с увеличением числа детей не готовых к школе. Необходимо отметить, что среди детей не готовых к обучению в школе многие умеют читать, писать и владеют счетом. Тем не менее у таких детей возникают трудности с учебой. Рассматривая проблему готовности детей к обучению в школе следует отметить, что она традиционно находилась в сфере научных интересов ведущих психологов нашей страны. В отечественной литературе имеется значительное количество работ, целью которых является изучение проблемы готовности детей к школьному обучению : М. М. Безруких, Л. А. Венгер, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. Е. Кравцова, Т. Д. Марцинковская и др. Исследованием мотивационной (личностной, социально-психологической) готовности занимались Ш. А. Амонашвили, Л. В. Артемова, Т. И. Бабаева, Р. С. Буре, А. М. Виноградова, В. К. Котырло, Нижегородцев и др., которые особо в структуре психологической готовности к обучению в школе выделяют значимость мотивационного компонента, а также утверждают, что мотивационный компонент выступает не только как составляющая структуры учебной деятельности, но и в целом воспитания. Анализ литературных источников и опыт педагогов-психологовпоказывает, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, нежелающих идти в школу, среди которых все чаще попадают дети сдостаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыкамичтения и счета еще до школы. Поэтому компонент «мотивационная готовность ребенка к школе» на сегодняшний день является значительнымаспектом в развитии дошкольника и имеет социальный заказ со стороныродителей и педагогов. На современном этапе развития общества основная задача обучениясостоит в воспитании гармоничной, развитой в интеллектуальном иличностном плане, творчески и нестандартно мыслящей, владеющейнеобходимыми базовыми знаниями, умениями и навыками, способной истремящейся к саморазвитию, психологически и физически здоровойличности ребенка. На сегодняшний день существует множество путей испособов реализации этой задачи. Один из них заключается виндивидуализации обучения и воспитания детей с учетом половойпринадлежности. В настоящее время проблема психологических различий полов являетсяодной из наиболее модных и дискуссионных. Несмотря на изобилие какзарубежных, так и отечественных работ, данная область исследований по - прежнему остается недостаточно разработанной, да и полученные результатыоказываются противоречивыми. Современная педагогическая и психологическая наука и практика неучитывает пол как важнейшую характеристику ребенка. Разграничивающийподход в дошкольном и школьном обучении и воспитании к девочкам имальчикам отсутствует. Актуальность данного исследования обусловлена противоречиеммежду изученностью проблемы различий психологической готовности детей к обучению в школе в теории и реализацией его впрактике образования, особенно в аспекте проблемы психологическойготовности современных дошкольников к обучению в школе с учетом гендерных различий. Это влияет на качество, стиль учебы, эмоционально - волевую сферу личности,а значит и психологическую готовность к обучению в школе.

Публикация «Формирование мотивации к обучению у старших дошкольников» размещена в разделах

Мотивационная готовность представляет из себя механизм произвольного поведения, который формируется у будущего первоклассника перед поступлением в школу. Это сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. Регуляция своих действий объясняется созреванием определенных структур головного мозга именно к данному возрасту. Система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу следующая. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим. Существуют различия готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Установление различия заключаются в несколько лучшей как интеллектуальной, так и эмоционально личностной готовности девочек. У девочек в большей степени, чем у мальчиков сформирована готовность к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе, что выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. у мальчиков, ведущими мотивами, побуждающих к учению являются учебный и позиционный мотив, т. е. ведущими мотивами являются собственно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности и мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими. У девочек ведущими мотивами, побуждающих к учению являются позиционный и социальный мотивы, т. е. широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения и мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими. У большинства девочек и мальчиков внутренняя позиция школьника не сформирована. Только треть мальчиков и девочек имеют сформированную внутреннюю позицию школьника.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Формирование у старших дошкольников положительного отношения к правильному и здоровому питаниюФормирование у старших дошкольников положительного отношения к правильному и здоровому питанию В дошкольном возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности метаболизма взрослого человека. Поэтому организация.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование мотивации к обучению у старших дошкольников
Опубликовано: 16 апреля 2024 в 15:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД