Лучший педагог года

Чтение как средство ранней профориентации дошкольников

Александра Гордеева
Чтение как средство ранней профориентации дошкольников

«Слово - самое сильное оружие человека».

Аристотель

Профессионально важные человеческие качества надо не только «выявить», но и во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности. Это предполагает активность не только взрослого, но и самого ребенка. Процесс профессионализации начинается, как правило, не с выбора специальности, а с обобщенных устремлений ожиданий и представлений о жизненном пути, так или иначе отражающихся в самосознании. Именно на этом начальном этапе профессионального самоопределения человек ставит перед собой и решает для себя такие вопросы, как соотношение общественной значимости и личного смысла труда, общественной полезности всех профессий и различия в их престижности, зависимость социального положения от некоторых признаков выполняемой работы.

Публикация «Чтение как средство ранней профориентации дошкольников» размещена в разделах

Ранняя профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер, общее знакомство с миром профессий. Исходя из этого суждения, делаем вывод, что большой объем информации о мире профессий мы можем «черпать» из художественной литературы, которая сопровождает человека с первых лет его жизни. В дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

Для решения задачи ранней профориентации средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и, конечно же, трудового воспитания.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна.

Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка. Например: «Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают». Высказать отношение к лени, например: «У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки». Подчеркнуть важность труда, например: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи». Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду, как важной деятельности человека, например: «Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова. Показан процесс труда, например: А. В. Потапова «Как дорога стала железной». Рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности, например: «Машинист», «Железнодорожные профессии» и другие.

1) Тепловозы я вожу,

Пассажирам я служу.

Я не токарь, не горнист-

Я веселый машинист.

2)Друг за другом я вагоны

К тепловозу прицепил

Загорелся свет зелёный.

Вот и поезд покатил!

Быстро крутятся колёса,

Мы объедем целый свет.

Нету лучше тепловоза,

Машиниста лучше нет.

Загадывание загадок, как один из жанров фольклора, также способствует ознакомлению дошкольников с профессиями железнодорожников, например:

Кто по рельсам по путям поезда приводит к нам? (Машинист).

Дети старшей группы сами могут составлять загадки о профессиях. Можно предложить им составить загадку о железнодорожной профессии своих родителей.

Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают о происхождении и назначении железнодорожных профессий.

Например:

Машинист поезда – железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения.

Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом.

Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т. д.

Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Поскольку машинисты управляют огромными и сложными аппаратами, то им в «подмогу» даётся помощник. Помощник в локомотиве нужен по двум причинам. Во-первых, физически невозможно управлять поездом одному человеку, поскольку в ходе движения регулярно возникает необходимость одновременно выполнять несколько технических операций в разных местах. Во-вторых, для подстраховки на случай потери трудоспособности машинистом.

Составитель поездов - одна из рабочих профессий при формировании и расформировании поездов. Составитель поездов должен знать все о составе, который он готовит: из каких вагонов он состоит, что в них загружено, куда отправляются, как провести отцеп на нужный путь. И т. д.

В образовательных областях «Труд» и «Чтение художественной литературы» одним из основных методов развития является рассматривание иллюстраций в книгах и детских энциклопедиях. Поэтому необходимо чтение произведений сопровождать показом иллюстраций. Рассматривая в книгах фотографии и картинки проводников поезда, машинистов дети видят форменную одежду железнодорожников, а также знакомятся с их рабочими местами. Видя различные модели современных видов железнодорожного транспорта, дети проявляют к ним интерес, некоторым, возможно, захочется управлять ими.

Театрализованные игры по текстам литературных произведений, как один из методов литературного развития, также способствует ознакомлению дошкольников с трудом железнодорожников.

Например: театрализованная постановка «Путешествие семьи».

Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературу как средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда железнодорожников и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной трудовой деятельности и деятельности детей.

Представленные рекомендации по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере «железнодорожные профессии», смогут помочь вам совершенствовать навыки по ранней профориентации дошкольников.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно.

Игровая среда группы по ранней профориентации дошкольниковИгровая среда группы по ранней профориентации дошкольников Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми.

Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…»Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Конспект НОД по ранней профориентации «Знакомство с профессией Повар» .

Фотоотчет о работе с детьми по ранней профориентацииФотоотчет о работе с детьми по ранней профориентации Наши экскурсии. Наша работа с детьми по ранней профориентации. Наши дети совершили увлекательную экскурсию в Сбербанк. Здесь их познакомили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Чтение как средство ранней профориентации дошкольников
Опубликовано: 10 февраля 2024 в 16:20
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Чтение как средство ранней профориентации дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Александра Гордеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД