Лучший педагог года

Сценарий досуга для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традицией русского чаепития «Чайные посиделки»

Ольга Гурьянова
Сценарий досуга для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традицией русского чаепития «Чайные посиделки»

Конспект

досуга для детей старшей группы

«Чайные посиделки»

«ЧАЙНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»

(досуг для детей старшей группы)

ТЕМА: Русское чаепитие.

Задачи:

Расширять представления детей о жизни русского народа в старину;

Развивать интерес к устному народному творчеству;

Публикация «Сценарий досуга для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традицией русского чаепития „Чайные посиделки“» размещена в разделах

Познакомить с традициями чаепития на Руси, рассказать о самоваре, о традиционном чае и о травяных чаях;

Продолжать знакомить детей с народными играми, с народной музыкой;

Воспитывать у детей живой интерес к русской народной культуре.

Материалы:

Самовары, коллекция чайников, посуда для чаепития, угощение к чаю (сахар кусковой прессованный «в прикуску», фруктовый сахар, баранки, пряники);

сундучок с сувенирами,

кукла «Домовенок Кузя»,

различные травы для заварки чая,

музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещетки, колокольцы, аккордеон);

аудиодиск «Танец классический, народный», изд-во «Музыкальная палитра», 2006г.

Ход досуга

Хозяйка музея встречает детей у входа в «Светелку».

Хозяйка.

- Сегодня вход не просто так, не за медный пятак!

Чтоб в светелку попасть, отгадайте мою загадку:

Каждому, кто придет и уйдет,

Руку подаст. (Дверная ручка)

-- Да, конечно, это дверная ручка, угадали. Вот дверь нас и впустила.

Проходите, гости дорогие, усаживайтесь поудобнее.

В который уж раз собираемся мы здесь. За это время о многом поговорили, много нового узнали:

О том, как раньше на Руси жили,

Что любили, что носили,

Что ели – пили, чем дорожили…

А вы не замечаете никакого беспорядка в светелке? (ответы детей)

И правда, что это мой любимый расписной сундучок не на месте стоит? Думаю, что это домовой поработал. Наверняка хочет нам какой-то знак подать. (Хозяйка музея открывает сундук)

Ой, да тут конверт красивый. Что бы это значило? На конверте написано: «Детям от Кузи». И когда это Кузя грамоте научился? Вот шустрый какой! Откроем конверт?

Кузя пишет:

- Слышал я от Хозяйки, что вы умные, да смышленые. Решил сам проверить. Предлагаю вам испытание для ума.

Ну как, выдержим мы Кузино испытание? (ответы детей)

Разминка для ума у нас уже была, когда правильная отгадка помогла нам открыть дверь в светелку. Кузя нам прислал новые загадки, а отгадки, как сообщает домовенок, находятся здесь, в «Светелке».

1. Наша толстая Федора

Наедается нескоро,

Но зато когда сыта,

От Федоры теплота. (Печь)

2. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет.

(Ухват)

3. Черный конь скачет в огонь (Кочерга)

Дети, а последняя загадка Кузи такая трудная, даже не знаю про что это. Давайте, перед тем как я загадаю, немножко отдохнем, поиграем.

Игра «ЧЕПУХА» простая и забавная. Каждый выбирает себе имя по названию каких-либо кухонных принадлежностей нашей «Светелки», например, кочерга, ухват, скалочка и т. д. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать своим «кухонным именем». Но главное и самое трудное правило – нельзя смеяться и даже улыбаться. Побеждает самый серьезный.

Примерные вопросы:

- Что у тебя на голове? На чем ты сидишь? Что ты ешь?

-Кто твой друг? На чем ты ездишь?

Отдохнули? Ну, а теперь слушаем трудную загадку:

Никогда не ест, а только пьет,

А как зашумит, всех приманит (самовар).

Толстопузый паренек приготовит кипяток (самовар.)

Ответы детей.

Правильно, это самовар. А для чего самовар нужен? (ответы детей)

Да, в русском чаепитии самовар главный. В самоваре, а не в чайнике готовили раньше кипяток для чая. А уж чаевничать на Руси любили! В народе говорили: (начинает воспитатель говорить поговорки, дети завершают)

- Пей чай – беды не знай;

-Чай не пьешь – откуда силы возьмешь;

-Чай пить – не дрова рубить;

-Чай пить – славно жить!

- Выпьешь чайку – забудешь тоску.

В старые времена чай стоил больших денег, чаем угощали самых дорогих гостей. Заходя в дом, гости приветствовали хозяев:

«Чай да сахар», а хозяева отвечали: «Пожалуйте с нами чаю откушать».

Музыкальный руководитель:

-Да что мы все тары-бары растабары. Наконец, выпьем чай из самовара!

(Звучит фонограмма (трек №19). Дети с помощью взрослых накрывают стол для чаепития. Все рассаживаются за столом)

Хозяйка:

- Стол мы к чаю накрыли, и посуду поставили, и угощения, а вот главного не хватает. Без чего мы не можем начать чаепитие?

(ответы детей)

- Конечно не хватает самовара на столе.

(в музей «Светёлка» вносят самовар и приговаривают)

- Я в «Светёлочку» иду, самовар в руках несу,

Тары-бары, тары бары, выпьем чай из самовара.

С сухарями, с крендельками,

С бубликами вкусными,

С сушками ватрушками,

С пирогами русскими!

Хозяйка:

-А в самоваре-то у нас чай или просто горячая вода? (ответы детей)

Разумеется, чай надо заварить. Для этого нам потребуется чайник – заварник и специально приготовленный чайный лист. Этот чай называется черный. Он растет в жарких странах, а к нам в Россию его привозят (хозяйка заваривает чай).

Но у нас много своих чаев, самых разных. Эти чаи называют травяными. Они очень полезные. Недаром говорят:

«С чая лиха не бывает – он здоровья прибавляет».

Чай с листом смородины, чай с листом малины,

И с цветами нежными липы и жасмина.

Мята, зверобой, душица тоже могут пригодиться.

А подсолнуха цветы вам прибавят красоты.

Хозяйка:

Пока наш чай настаивается, чтобы он стал ароматным и вкусным, мы посмотрим с вами удивительную коллекцию чайников.

Воспитатель группы знакомит детей с новой экспозицией музея, со своей коллекцией заварных чайников : загадывает загадки о чайнике, рассказывает из каких материалов они изготовлены, как оформлены и какими узорами расписаны?

ЧАЕПИТИЕ.

Во время чаепития хозяйка музея рассказывает:

-Любили в старину чаевничать. С маленьким кусочком сахара выпивали по десять чашек чая, да и пили чай по особенному.

(показывает прием чаепития из блюдца и предлагает детям попробовать этот способ).

Хозяйка: Сидели за чаем и вели неспешные разговоры о том, о сем, рассказывали разные истории, пели, шутили. А как же, «выпьешь чайку – забудешь тоску»!

И мы за чаем не скучаем, смешные истории вспоминаем:

НЕБЫЛИЦЫ.

1. Лошадь ела кашу, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез!

2. Пошел я на лыко гору драть…

Увидел на утках озеро плавает.

Я бросил палку.

Озеро вспорхнуло и улетело, а утки остались!

3. В синем море - океане кит уселся на диване,

Только ложки услыхал - плавниками замахал!

Игры за столом

1. Ансамбль ложкарей (аудиодиск, трек №15).

2. Игра командная «Передай ложку».

Дети сидят за длинным столом, друг напротив друга, как бы двумя командами, начинают передавать деревянные ложки от игрока в конце стола к игроку в начале. Ложку кладут впереди сидящему игроку за шиворот. Побеждает та команда, у которой у крайнего игрока быстрее ложка окажется в руках.

3. Игра «Передай инструмент» (ложки, бубенцы, трещетки).

На запев песни «Калинка» дети передают друг другу инструменты по кругу, на припев играют те, у кого в руках остался инструмент.

Игра - пляска «Как у тетушки Варвары».

Чай не зря у нас в почете,

Вам хочу секрет открыть:

Если с другом чай вы пьете,

Вас вовек не разлучить!

Песня «В гости к самовару»

(слова и музыка З. Роот, «Музыкальный руководитель» № 1, 2008г.)

Хозяйка музея приготовила всем гостям сюрприз от домовенка Кузи.

Использованная литература

1. Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова «Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ». Учебно-методическое пособие

2. Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста». Учебное пособие

3. Н. А. Тимошкина «Методика использования русских народных игр в ДОУ» (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие

4. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством».

5. И. Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду». Методическое пособие для воспитателей ДОУ.

6. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Учебно-методическое пособие.

7. «Муз. руководитель» № 1, 2008.

Публикации по теме:

Народные праздники, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа «Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить основу умственной жизни народа так же невозможно,.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Посиделки у самовара» Цель: • возрождение традиций русского гостеприимства. Задачи: • повышать интерес к культурному наследию народа, хранящему дух времени.

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «День Победы» В празднично украшенный зал входят дети и занимают свои места. Ведущий: Вот и наступил долгожданный День Победы! 9 Мая – светлый и радостный.

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Счастливый случай» по теме «Зима» Досуг для детей старшего возраста «Счастливый случай» Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы.

Сценарий физкультурного досуга по ОБЖ «День Радости» для детей старшего дошкольного возраста Физкультурный досуг по ОБЖ «День Радости» (для детей старшего дошкольного возраста) ЦЕЛЬ: Приобщать детей к здоровому образу жизни. ЗАДАЧИ:.

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Праздник витаминов» Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста на тему «Праздник Витаминов» Составил: музыкальный руководитель высшей категории.

Сценарий досуга «Масленица, угощай, всем блиночков подавай» для детей среднего и старшего дошкольного возрастаСценарий досуга «Масленица, угощай, всем блиночков подавай» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Под русскую народную мелодию "Ах, вы сени", выходит ведущий. Ведущий: Собирайся народ! В гости Масленица ждет Мы зовем к себе тех Кто любит.

Сценарий «Обряд чаепития» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий праздника воспитанников старшего дошкольного возраста «Обряд чаепития» ЦЕЛЬ: вызвать у детей интерес к традициям русского народа,.

Сценарий праздника «Чайные посиделки» Ведущий: дорогие гости! Как говорится- Милости просим В нашу светлицу Не нужно платы, И робеть не надо, Всем чем богаты Тем вам и рады.

Сценарий зимнего досуга для детей старшего дошкольного возраста «Веселые святки»Сценарий зимнего досуга для детей старшего дошкольного возраста «Веселые святки» Веселые святки. (сценарий праздника для детей 5-7 лет) Звучат русские народные песни в записи. Выходит ведущий. Ведущий: Здравствуйте,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий досуга для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традицией русского чаепития «Чайные посиделки»
Опубликовано: 23 мая 2018 в 09:26
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий досуга для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традицией русского чаепития «Чайные посиделки»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гурьянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД